Пояснительная записка
Рабочая программа по
информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник
программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. -
М.: Баласс, 2004).
Данный
курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися
3-го класса в течение 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует
федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования
по информатике и ИКТ.
Данный курс предназначен для развития
логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок
успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в
областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления
и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в
формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
· описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
· описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
· описание логических рассуждений – высказывания и схемы
логического вывода;
· применение моделей (структурных и функциональных схем)
для решения разного.
Материал этих разделов изучается на
протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий
возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса
информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление,
создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и
умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного
обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место
в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с
применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены
в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач –
построение выводов путем применения к известным утверждениям логических
операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ...,
то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение
планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а
также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или
утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и
явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых
выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния
изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование
объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим
названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия,
выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего
состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно
связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами,
логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и
некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических
задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу,
которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания
моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции,
правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Содержание
учебного предмета
3 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи
алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление
алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические
алгоритмы.
Учащиеся должны:
- понимать построчную запись алгоритмов и запись
с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои
по аналогии;
2. Группы
(классы) объектов (8 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием.
Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с
одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков
(атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Учащиеся должны:
·
описывать предмет
(существо, явление), называя его составные части и действия;
·
находить общее в
составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы
однородных предметов);
·
именовать группы
однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
·
записывать
значения признаков в виде таблицы;
·
описывать
особенные свойства предметов из подгруппы.
- находить общее в составных частях и действиях у
всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного
класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных
предметов из этого класса;
3. Логические
рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между
множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное
описание. Пути в графах. Деревья.
Учащиеся должны:
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий
предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух
множеств и называть элементы из этой области.
4. Применение
моделей (схем) для решения задач (8 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии.
Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учащиеся должны:
- находить пары предметов с аналогичным составом,
действиями, признаками;
- находить закономерность и восстанавливать
пропущенные элементы цепочки или таблицы;
- располагать предметы в цепочке или таблице,
соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
- находить закономерность в ходе игры,
формулировать и применять выигрышную стратегию
Требования к уровню
подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у
всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного
класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных
предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись
с помощью блок-схем;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои
по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий
предложенную ситуацию;
- находить на рисунке область пересечения двух
множеств и называть элементы из этой области.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся
Контроль
предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как
отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в
целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала,
подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При
проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися
теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной
системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при
выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при
наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при
выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится,
если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного
программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5»,
если ученик:
- полно раскрыл содержание
материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным
языком в определенной логической последовательности, точно используя
терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки,
схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение
иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение
ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых
при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без
наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности
при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко
исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,.
если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом
имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета
при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более
двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко
исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в
следующих случаях:
- неполно или
непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в
следующих случаях:
- не раскрыто основное
содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или
неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала;
- допущены ошибки в
определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках,
схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов
учителя.
Лабораторные, практические, контрольные
работы, экскурсии.
3 класс
№
|
Наименование
изучаемой темы, раздела
|
Тема лабораторной, практической работы,
контрольной работы, экскурсии
|
Дата
проведения
|
3 класс
|
1
|
Алгоритмы
|
Контрольная
работа № 1 «Алгоритмы»
|
|
2
|
Группы объектов
|
Контрольная
работа № 2 «Группы объектов»
|
|
3
|
Логические рассуждения
|
Контрольная
работа № 3 «Логические рассуждения»
|
|
4
|
Применение моделей для
решения задач
|
Контрольная
работа № 4 «Применение моделей для решения задач »
|
|
Литература
1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х
частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил.
(Образовательная система «Школа 2100»);
2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х
частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил.
(Образовательная система «Школа 2100»).
3. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х
частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил.
(Образовательная система «Школа 2100»);
4. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х
частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил.
(Образовательная система «Школа 2100»).
5. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические
рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. :
Баллас, 2006. – 144 с.;
6. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические
рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. :
Баллас, 2006. – 144 с.
Расскажи друзьям:
|