Интегрированный
урок в 4-м классе по природоведению и русскому языку
Тема. Природа и человек. Охрана лесов.
Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в
правописании безударных окончаний существительных в р.п. и д.п. (Русский язык).
Цель урока. Вести разговор о разнообразии и
жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны
растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствовать
умения правописания безударных окончаний существительных в родительном и
дательном падежах; развивать любознательность, наблюдательность, учить их
делать выводы.
Оборудование. Карта "Природные зоны",
карта Татарстана, образцы растений; грамзапись "Голоса птиц", учебник
"Природоведение", автор А. А. Плешаков.
Ход урока
Организационный
момент.
"Жужжащее
чтение".
Минутка
чистописания.
Больше леса
- больше снега, больше снега - больше хлеба.
Актуализация
прежних знаний.
(списывание
текста с доски)
"Удивительная
тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке (дательный
падеж, 1-е склонение).
В каждой,
как в зеленой чаше, свой настой. Идешь из каждой чаши (родительный падеж, 1-е
склонение), отпиваешь глоток, пока голова не закружится".
Задание: списать, выделить окончания имен
существительных в родительном и дательном падежах, определить склонение.
(включить
грамзапись с голосами птиц).
Формирование
новых понятий.
Конец формы
Понятие о
лесе.
- Мы начали
урок с минутки чистописания, с доски списали интересный текст, прослушали
голоса птиц. Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить?
Наш разговор
пойдет о роли леса в природе и жизни людей. Сейчас нужно выйти и показать зону
лесов на карте. А какие леса растут в нашем районе?
- Роль лесов
в природе очень велика. Они смягчают очень засушливый климат, закрепляют склоны
оврагов, улучшают водный режим рек, делают их наиболее полноводными.
- А какую
пользу приносит лес человеку?
-...Правильно.
Лес называют "легкими" нашей планеты.
Защитник
воздуха, водоемов, почв.
Дом для
растений, животных, грибов.
Место для
отдыха человека.
Источник
ягод, грибов, лекарств.
Источник
древесины. В учебнике природоведения на стр. 70-71 нашли текст "Роль леса
в природе и жизни людей".
ЗАДАНИЕ: найдите в тексте существительные в
родительном и дательном падежах (устно).
- Природа
дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти
бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Послушайте, какую
телеграмму получил однажды из леса Виталий Бианки:
"Мы -
первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в
лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!
- Какой
ответ послали бы вы на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь и какую?
-А знаете ли
вы правила поведения в лесу? Послушайте рассказ Сухомлинского "Стыдно
перед соловушкой".
Оля и Лида,
маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и
пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали
обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и
Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки
своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету
яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты
берешь с собой мусор? - сказала Оля . - Брось под куст. Ведь мы в лесу , никто
же не увидит!
- Стыдно
перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Кто
поступил правильно: Оля или Лида? Почему Лида сказала, что ей стыдно перед
соловушкой?
Применение
знаний.
Прочитать
вслух текст "Лесная столовая", упр.200. Выписать выделенные слова с
предлогами. (Один ученик работает у доски.)
- По каким
признакам различаются родительный и дательный падежи?
ПИСЬМО ПО
ПАМЯТИ
Молоденькие
осинки выстроились у лесной полянки.
Определить
падеж, склонение имен существительных, определить главные члены предложения.
Учитель читает стихотворение Сергея Никулина "Русский лес»Начало
формы
Конец формы
Нет ничего
милее
Бродить и
думать здесь.
Излечит,
обогреет,
Накормит
русский лес.
А будет
жажда мучить,
То мне
лесовичок
Средь
зарослей колючих
Покажет
родничок.
Нагнусь к
нему напиться -
И видно все
до дна.
Течет
вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в
лесу рябина,
Орехи и
цветы,
Душистая
малина
На кустиках
густых.
Ищу грибов
поляну
Я, не жалея
ног,
А если и
устану -
Присяду на
пенек.
Лес очень
любит пеших.
Для них
совсем он свой.
Здесь где-то
бродит леший
С зеленой
бородой.
Жизнь кажется
иною,
И сердце не
болит,
Когда над
головою,
Как
вечность, лес шумит.
Итог урока
- Почему
люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может
быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины? Один
словом, превратить Землю в один огромный заповедник? Если люди не будут беречь
природу, к чему это может привести?
Почему на
Земле с каждым годом становится все меньше лесов?
К чему это
приводит?
По каким
признакам различаются родительный и дательный падежи?
Начало формы
Домашнее
задание.
Русский язык
- стр. 91, упр. 201.
Природоведение:
нарисуй плакат "Природа в опасности".